Заикание (логоневроз)– сложный дефект речи. Проявляется оно тем, что ребенок делает непроизвольные, неконтролируемые паузы во время высказывания и повторяет отдельные звуки и слоги по нескольку раз. Врачи объясняют это судорогами мышц некоторых органов речи (губ, языка, мягкого неба, гортани, грудных мышц, диафрагмы или брюшных мышц).
В зависимости от причин, заикание может быть либо функциональным (или приобретенным), либо вызванным органическими поражениями центральной нервной системы (при черепно-мозговых травмах, нейроинфекциях и др.). Чаще всего у малышей встречается именно функциональное заикание.
Как правило, заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет, так как именно в это время у ребенка активно формируется собственная речь. Надо сказать, что у нервного, легковозбудимого малыша-холерика больше шансов стать заикой, чем у спокойного, уравновешенного флегматика.
По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых (Меньшикова С.В., 1999; Селиверстов В.И., 2000). Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4 (Белякова Л.М., Дьякова Е.А., 1998). С возрастом заикание уменьшается или исчезает полностью, но у некоторых пациентов оно сохраняется, причем у мужчин чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1 (Миссуловин Л.Я., 1979; Карвасарский Б.Д., 1990).
В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка (Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П., 1995).
Также в развитии заикания у детей играет и наследственный фактор. В генетическом коде малыша могут быть заложены патологические особенности, которые при неблагоприятных условиях приводят к заиканию.
Порой сами родители невольно становятся причиной заикания детей. Если родители стремятся вырастить из своего малыша гения, заставляют ребенка произносить и заучивать наизусть трудные слова и предложения. Но часто организм ребенка еще не готов к таким нагрузкам, его мозг еще только формируется и чрезмерная нагрузка может спровоцировать развитие у ребенка заикания.
Бывает и другая крайность – ребенок начинает заикаться от недостатка информации на фоне недоразвития речи. Ему просто не хватает словарного запаса.
Иногда малышу мешает правильно говорить чрезмерно быстрая речь. Такой ребенок торопится, подражая кому-то из окружающих, или пытается быстрее выразить свою мысль (особенно если взрослый сердится и подгоняет), «наталкивается» на трудный звук, «спотыкается» и повторяет его несколько раз.
Заикание заразно. Поэтому сначала может показаться, что малыш просто передразнивает заикающегося ребенка, а на самом деле он уже не контролирует этот процесс. Начавшись с простого подражания, заикание может так закрепиться, что без серьезного лечения обойтись уже не получится.
Спровоцировать развитие заикания у ребенка также могут неправильные методы воспитания (например, физические наказания) или сильный испуг. Например, малыш боится спать один в комнате, пугается темноты и просит не выключать свет. Ни в коем случае не стоит насмехаться над ним, называть «трусишкой» и оставлять одного «набираться мужества». Это только усилит чувство страха и спровоцирует заикание.
Послужить толчком к развитию недуга может недостаток любви, тепла и положительных эмоциональных контактов в семье.
Нередко заикание возникает при попытке переучить леворукого ребенка. Нужно учитывать, что леворукие малыши очень эмоциональны, у них повышенная тревожность и боязливость. Поэтому ни в коем случае нельзя заставлять их писать, рисовать и есть правой рукой.
Однако перечисленные причины не у всех детей вызывают заикание. Большую роль играют предрасполагающие факторы: болезненное состояние нервной системы ребенка, его уязвимость, неуверенность в себе. И именно с такого рода предрасположенностью можно работать методом классической гомеопатии.
Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии (Асатиани Н.М., Белякова Л.И., Калачева И.О. и др., 1978).
Т.е. заикание, это не поломка «отдельного винтика», а нарушение работы организма в целом и проявляется это нарушение в числе прочего заиканием. Это полностью согласуется с точкой зрения с позиций врача, практикующего метод классической гомеопатии. Надо ставить целью лечения не просто избавить от заикания, а убрать склонность, предрасположенность к развитию такой патологии, укрепить организм, сделать его более устойчивым к действию стрессорных факторов. Но именно классическая гомеопатия располагает широким набором инструментов для достижения этой цели, так как каждый человек индивидуален и заикание у каждого ребенка будет проявляться по-своему. Лечение методом классической гомеопатии позволяет не просто лечить заикание, а лечить конкретного человека с заиканием. Этот метод лечения обеспечивает действительно индивидуальный подход к каждому пациенту, что и обеспечивает эффективность его эффективность.
Заикание – серьезное испытание для малыша. Оно не только мешает ребенку выражать свои мысли, но и становится преградой в общении со сверстниками. Поэтому, если ваш ребенок заикается, желательно следать все возможное, чтобы устранить этот недуг еще до школы. Причем лечение нужно начинать сразу же, как только вы заметили первые признаки. В начальной стадии болезнь имеет, как правило, легкую форму. Стоит поторопиться: легкое, едва заметное заикание может быстро прогрессировать. И чем больше времени проходит с момента его появления, тем больше шансов получить тяжелейший стойкий дефект речи, который способен повлиять на психику ребенка.
Традиционное лечение заикания Самым эффективным методом лечения заикания специалисты считают комплексную терапию, когда с больным ребенком занимается и врач, и психолог.
1. Медикаментозное воздействие. Малышу нужно укрепить нервную систему и создать благоприятный фон для психотерапии и логопедических занятий, поэтому ему назначают успокаивающие препараты.
2. Психотерапевтическое воздействие. Психолог убеждает ребенка, что он может говорить правильно, без заикания. Обязательно после каждого удачно сказанного слова малыша нужно похвалить. Особенно важно делать в присутствии кого-то из детей, воспитателей или родителей.
3. Логопедические занятия. Работа с логопедом должна быть регулярной и длится приблизительно 8-9 месяцев. Основная цель – научить ребенка правильно говорить. Логопед начинает с простого (малыш произносит легкие слова, с которыми у него не возникают трудности) и заканчивает самыми трудными. На занятиях ребенка учат говорить плавно, не спеша. Очень важно, чтобы он научился правильно дышать. Для этого используют специальные дыхательные упражнения. Чтобы малышу было легче и веселее осваивать «речь без запинки», существует система разнообразных музыкальных игр (это называется логопедической ритмикой). Дети двигаются и разговаривают под музыку (хороводы, инсценировки любимых сказок, пальчиковые игры под музыку и т.д.). Это очень полезные упражнения: они помогают ребенку развивать мелкую и речевую моторику, учат ориентироваться в пространстве, воспитывают чувство ритма. А еще – помогают снять напряжение и скованность.
4. Дома. Чтобы ребенок перестал заикаться, родители должны говорить с ним негромко, спокойно и, главное, неторопливо. И выслушивать малыша нужно тоже спокойно, не подгоняя его и не перебивая на полуслове (даже если вы ужасно спешите). Относитесь к своему чаду ласково, старайтесь обходиться без резких слов и критики. Поощряйте его маленькие успехи. Здоровый образ жизни: соблюдение режима (не забывайте о дневном сне), полноценное питание, прогулки на свежем воздухе – хороший помощник в борьбе с заиканием.
Как видим, традиционное лечение заикания у детей длительное, связанное с регулярным приемом успокаивающих препаратов (а выделительные системы у ребенка еще незрелые, ему сложно перерабатывать химические лекарства) и немалыми финансовыми затратами. Метод классической гомеопатии, в котором применяются проведенные за 250 лет использования препараты, является эффективной альтернативой традиционному лечению. Он имеет ряд преимуществ: • Лечение каждого пациента полностью индивидуально; • Используются крайне малые дозы препаратов, что позволяет исключить возможность осложнений в виде токсических и аллергических реакций; • В ходе лечения методом классической гомеопатии не просто излечивается заикание, происходит оздоровление организм ребенка в целом.
Случай лечения заикания методом классической гомеопатии у девочки 3,5 лет:
Классический гомеопат, к.м.н. Медведева Т.Ю.
|